Охочий (okhotshiy) wrote,
Охочий
okhotshiy

Category:

Про генезис алхимии

Начал читать книгу С. Валянского и Дм. Калюжного «Другая история науки». И понял, что даже такие здравомыслящие учёные, как указанные авторы, не поняли генезиса алхимии. Дело в том, что большой раздел книги посвящён именно ей, как предтечи химии.

 Авторы видят дело так – сперва веществами манипулировали просто ремесленники-эмпирики. Затем в среде этих ремесленников появились люди начавшие размышлять о сути происходивших с материалами метаморфоз, и внесли в ремесло мистику. Авторы отмечают, что первые ремесленники-эмпирики не имели понятия о химических элементах, и различали материалы только по их внешним характерным признакам. Показывают это на очень наглядном примере. Золотом называли любой жёлтый металл или сплав. Авторы утверждают, что люди сперва вообще не различали металлы. Даже вообще не различали вещества как химические элементы, а практически принимали их все за единую материю в различных состояниях. И считали, что при знании правильных манипуляций, якобы всё можно превратить во всё. И искали способ научиться превращать всё в золото. Авторы считают, алхимия является проявлением регрессии в истории науки. Логика в рассуждениях авторов книги, конечно, есть. Если оставлять за рамками этой логики достаточно серьёзные факторы.

Наверное, главный из них это вопрос – как множество независимых практиков-эмпириков на огромных расстояниях друг от друга без каких-либо средств телекоммуникации оказались в рамках одной идеологемы? Или, как пишут авторы, парадигмы. Существование на определённом периоде времени такой парадигмы, как алхимическая, бесспорно. Авторы, оперируя богатым материалом, подробно её описали, её развитие и «смерть», и как из алхимии выделилась наука химия. Но генезис и широкое распространение данной парадигмы остались невыясненными. Просто констатация факта господства в науке в различные периоды времени тех или иной парадигмы. Но это понятно когда есть научные школы, когда есть постоянный обмен мнениями. Тогда понятно наличие господствующей парадигмы. А ведь авторы сами отмечают, что алхимики стремились держать свои знания в секрете.

Я вижу ответ на этот вопрос в тезисе, что алхимическая парадигма родилась не на пустом месте, а имело самое что ни на есть солидное основание. Алхимическое (магическое) мышление было распространено и было естественным. Родилось оно в рамках мистерий плодородия для имитаций природных процессов для стимулирования её плодородия. В работе «Мистерии плодородия мезолита» я делал упор конкретно на возникновении земледелия. Но, конечно же, для проведения этих мистерий требовались, кроме слов, вещи. Для изготовления которых требовались ремесленники. Понятно, что они, сами воспитанные в атмосфере веры в магическую силу ритуалов и обрядов мистерий плодородия, никак не были эмпириками. Мистерии плодородия заключались в обрядах и ритуалах имитировавших рождение, жизнь, страсти, смерть и воскрешение божества – Урожая. Для того чтоб значительно не утяжелять данный текст, я рекомендую просто прочесть мою работу «Мистерии плодородия мезолита».

В своё время сакральные растения начали терять свою сакральность, и становиться обыденными продуктами питания. В первую очередь это хлеб. Ритуалы мистерий плодородия перешли, с одной стороны, в разряд народных сельскохозяйственных праздников как Масленица или Майское дерево. А с другой стали превращаться в солярный культ, в котором божеством стало солнце. По гречески ήλιος. Символом которого и стало всё жёлтое, в том числе жёлтые металлы. Отсюда ясно, что слово алхимия происходит всё-таки из греческого языка. «Ал» это другая огласовка слова «Ел» -- бог. От ήλιος. «Химия» от греческого «hymia» — «искусство литья», из «hyma» — «литье (из металла)». Глагол «heo» значил в греческом: «я лью, отливаю из металла». То есть божественное ремесло, ремесло связанное с божественным. То есть, алхимики это ремесленники обслуживающие сперва мистерии плодородия, затем солярный культ. То есть алхимия не являлась процессом деградации. Она была просто предтечей химии. И из греческой этимологии следует, что ни египетского, ни арабского периодов в истории алхимии, скорей всего, не было. А как верно отмечают авторы, это европейские алхимики часто брали себе арабские и другие экзотические псевдонимы. И получается, хронологию можно ещё укоротить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments