okhotshiy

Categories:

В замках жили колдуны

Современному человеку интересны старинные замки. Сколько с ними связано интересных историй, сколько написано книжек и снято фильмов. Короли, герцоги, бароны, заговоры, интриги, убийства, осады и штурмы. Многие из них суровы и даже зловещи, другие, напротив, красивы и даже великолепны. Почти во всех из них, по легендам, водятся привидения. Но есть особая категория замков — непонятные. Это замки на вершинах гор. Вот как своё недоумение выражает один из блогеров ЖЖ.

Алькасар в Севилье. Испания
Алькасар в Севилье. Испания

«Какая такая блажь напала на богатых и могущественных властителей, что они начали почти одновременно там и сям возводить замки в труднодоступных горных районах? Ведь в замок на вершине скалы - да еще на самой вершине, куда подыматься самому без лифта - целое дело, а если что-нибудь доставлять - так это становится настоящей проблемой. Во-первых - вода. Её нужно постоянно и очень много - стирать, готовить, мыть посуду, полы, поить животных и т.д. Нужен как минимум свой источник, но часто ли на вершинах скал или гор бьют ключи? Потом - продовольствие, его тоже надо много - в замке живут господа и обслуживающий персонал, а еще и какой никакой гарнизон, солдаты, воины. Домашние животные, их нужно кормить постоянно, а это сено лошадям и т.д. ….. Хорошо, вы скажете - это сторожевой наблюдательный пункт, там находился воинский гарнизон на случай продвижения войск неприятеля. Об этом узнавал правитель, посредством системы оповещения (костры на вершинах, почтовые голуби, гонец на скакуне) а гарнизон выступал навстречу врагу, чтобы задержать неприятеля до подхода основных сил.

Но позвольте - если замок в горах, то зачем войску неприятеля идти через горы, для того чтобы оказать услугу гарнизону? Тем более что предполагаемому врагу наверняка известно местоположение укрепленных точек противника, а уж такая точка как замок строилась не один день и год - о ней знали еще деды врагов. Так зачем же враг пойдет светиться прямо под подзорные трубы наблюдателей? Ну если только они слишком честные, идут с открытым забралом воевать, или полные идиоты. Но ни то ни другое не может служить внятным объяснением мотива постройки такого дорогостоящего объекта. А его расположение на вершине скалы, горы, удваивает или утраивает стоимость такого замка, напротив того, если бы он был построен на равнине или небольшой возвышенности. К тому же блокировать такой замок, взять его в осаду сможет даже детсадовец со своими одногруппниками.

Просто окружил гору - и наблюдай, как отважный неприятель пытается прорваться чтобы принести продуктов или воды героическим защитникам крепости. Как он сначала кубарем скатывается вниз, презрев острые камни и высоту несколько сотен метров или более, а потом стремительно карабкается вверх с полными баулами еды и бочками с водой. И он ведь не один - там должен быть целый отряд. В общем, вопросы есть, их много, и внятного 100% ответа на них найти непросто, если не брать версии, притянутые за уши. 

ЗАМОК МОНСЕГЮР.

Замок Монсегюр
Замок Монсегюр

Согласно официальной версии истории, замок был разрушен в 1244г камнеметными машинами, которые метали метров на 200 вверх (указано место, где были установлены машины) огромадные булыжники.

Ну - ну, "свежо питание..".., как говорится….»

Мне понравилось именно это рассуждение, хотя подобных я встречал множество. Ну и замков много. Фото взяты из инета в свободном доступе.

Но ни у кого я не встретил объяснения их постройки притянутого за уши не менее чем официальная версия. Посмотрим, что говорит Вики по замкам вообще. В массе текста, объясняющего замок как жильё феодала, промелькнула функция тюрьмы. «Замок использовался не только как крепость и тюрьма,…»

Замок (строение)

То есть, для изоляции кого-либо. Запомните этот момент. Такой категории, как замок в горах, Вики не знает, и объяснения причин и необходимости их возведения, естественно, не даёт. И мы никогда этого не поймём, пока будем думать, что это жилище феодала-воина. Чтоб прийти к какой-то ясности, нам необходимо определить категорию людей, которые системно жили в труднодоступных местах. Системно, то есть в рамках системы тогдашнего общества. Сейчас я вам покажу эту категорию, и то, что эта категория людей была в мезолите. Здесь нам сперва необходимо договориться о терминологии. В исторической науке есть исторические периоды. В частности каменный век, бронзовый век, железный век. Каменный век делится на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит) и новокаменный (неолит). Неолит известен тем, что в нём произошла неолитическая революция, точнее неолит с неё начался. И в чём же она заключалась? Может в новых способах обработки и/или использования камня? Нет. Неолитическая революция это появление сельского хозяйства. Следовательно, в мезолите люди жили ещё собирательством. Это я разобрал подробно в статьях «Мистерии плодородия мезолита», и «Генезис персонажа Баба Яга». В мезолите люди, конечно, уже манипулировали растениями и животными, но исключительно в магических целях. Это были сакральные растения и животные. Только с неолитической революции горох, капуста, злаковые, курица, корова и всё прочее из сакральных вещей превратились в обыденные продукты питания.

Существование людей напрямую зависело от плодородия природы. А так как люди ещё не умели воздействовать на природу своим трудом, они пытались воздействовать на неё с помощью магии. Так как плодородие зависит от погоды, то львиная доля магической практики касалась погоды. И в рамках своей магической практики выделяли особых людей – вызывателей дождя, богочеловеков, у которых, как было убеждено общество, это получалось лучше всех. Феодал и значит местичковый бог. Об этом прекрасно расписано в работе Дж. Дж. Фрезера «Золотая ветвь», из которой и будут следующие цитаты. Настоятельно рекомендую её к прочтению. Во-первых, это настоящая энциклопедия первобытных предрассудков; во-вторых, прекрасно описывается мировоззрение первобытных людей. Итак, где и почему в изоляции жили эти человекобоги.

Глава VII. Воплощённые боги в образе людей.

«Таких боголюдей приходилось на каждый остров не более одного-двух. Жили они в таинственном уединении. Считалось, что иногда их способности передаются по наследству. Миссионер описал одного из таких богов в человеческом образе на основе личных наблюдений. Богом был глубокий старик, живший в большом огороженном доме, где было установлено нечто вроде алтаря. На перекладинах и на деревьях вокруг дома головами вниз были развешаны скелеты людей. Внутрь ограды не входил, никто, кроме лиц, посвятивших себя служению богу; ……….. . Этот человекобог получал больше жертвоприношений, чем все другие боги. ………. он внушал сильнейший ужас. Все островитяне обращались к нему с молитвами и со всех сторон к нему стекались подношения. Вообще говорят, что на каждом из островов Океании был человек, который персонифицировал божество. Таких людей называли богами, и, по сути,  они выполняли функции божества».

Глава XVII. Бремя верховной власти.

«……верховного правителя. Личность этого последнего рассматривается, так сказать, как динамический центр вселенной, от которого во все стороны расходятся силовые линии, так что всякое его движение, поворот головы, поднятие руки и т.д. незамедлительно оказывают серьезное воздействие на природу. Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира; малейшая неточность с его стороны может это равновесие нарушить. Поэтому он должен принимать величайшие предосторожности, и вся его жизнь до мельчайших деталей должна быть отрегулирована таким образом, чтобы никакое его действие, произвольное или невольное, не расстроило и не перевернуло установленный природный порядок».

«На горе Агу в Того живет фетиш, или дух, по имени Багба, который пользуется большим влиянием во всей округе. Ему приписывается способность вызывать и удерживать дождь, он является хозяином ветров, в том числе сухого, горячего ветра (харматтана), которые дуют из внутренней области. Жрец Багбы живет в доме на самой высокой горной вершине и держит ветры заключенными в огромном кувшине. Обращаются к нему и за получением дождя …………. Но хотя власть его велика и он является настоящим вождем страны, закон фетиша запрещает ему покидать гору, он должен проводить на ее вершине всю свою жизнь. Лишь один раз в год он может спуститься вниз и сделать на рынке необходимые закупки, но и тогда он лишен права заходить в хижину какого-либо смертного  и должен в тот же день возвратиться на место ссылки. Делами управления в селениях занимаются подчиненные вожди, назначенные жрецом.»

Глава XXI. Табу на предметы.

«Итак, правила ритуальной чистоты, соблюдаемые в примитивном обществе божественными царями, вождями и жрецами, во многих отношениях схожи с правилами, которые соблюдают убийцы, плакальщики, роженицы, девушки, достигшие половой зрелости, охотники, рыбаки и т.д. Эти группы лиц представляются нам совершенно различными по характеру и положению в обществе: одних из них мы называем святыми, других объявляем нечистыми и оскверненными. Но первобытный человек не проводит между ними этого морального различия. В его уме понятия святости и оскверненности еще не отделились одно от другого. Общим признаком этих категорий лиц является в его глазах то, что они опасны и сами находятся в опасности. Опасность, которой они подвергаются сами и подвергают других, так сказать, «духовного», то есть воображаемого, порядка. Однако то, что опасность эта воображаемая, не делает ее менее реальной: воображение действует на человека столь же реально, как сила тяжести, и может убить его с таким же успехом, как синильная кислота. Цель табу является изолировать указанные категории лиц от всего остального мира, чтобы их не достигла или от них не исходила внушающая страх духовная опасность. Здесь табу действует, так сказать, на манер электроизоляторов. Для иллюстрации этих общих положений дополним уже приведенные случаи новыми примерами табуирования предметов и табуирования слов. Первобытный человек придерживается мнения, согласно которому, слова и вещи, подобно людям временно или постоянно заряжены, наэлектризованы таинственной силой табу; поэтому их необходимо на более или менее продолжительный срок изымать из обычного жизненного обихода. В приводимых ниже примерах особое внимание будет уделено священным вождям, правителям и жрецам, которые живут окруженные самой плотной стеной табу.»

Глава LX. Между небом и землёй.

«Первобытные люди явно понимали святость, магическую способность и другие таинственные свойства, якобы присущие священным или табуированным лицам, как какую-то материальную субстанцию, какой-то флюид, которым священное лицо заряжено, как заряжена электричеством лейденская банка. И подобно тому, как при соприкосновении с проводником лейденская банка может испустить электрический заряд, священное лицо, по их убеждению, может выпустить свой заряд святости или магической способности при соприкосновении с землей, которая рассматривается как отличный проводник магических флюидов. А для того чтобы этот заряд не был израсходован вхолостую, первобытные народы тщательно следят за тем, чтобы такое лицо не касалось ногами земли. Выражаясь языком теории электричества, такой человек нуждается в изоляции, чтобы не растратить впустую ценную субстанцию, которой он наполнен до краев, как фиал. Во многих случаях изоляция табуированного лица рекомендуется не просто как превентивная мера для его же собственного блага, но и как мера, направленная на благо других людей. Это и понятно: коль скоро святость и табуированность рассматриваются наподобие мощной взрывчатки, которая от малейшего прикосновения может взорваться, в интересах общественной безопасности их действие необходимо ограничить, чтобы сохранить от разрушения все то, что придет в соприкосновение с ними.»

Итак, в труднодоступных местах жили особые люди управляющие погодой до того как люди научились обрабатывать землю и возделывать культурные растения. То есть в мезолите. Жильё его строилось всем миром. И, вероятно, первые замки выглядели примерно так.

Декорации к фильму "Когда цветёт папоротник"
Декорации к фильму "Когда цветёт папоротник"

В первую очередь из уважения к нему, а так же для изоляции его магической энергии. Чем толще будут каменные стены, тем надёжнее, тем безопаснее окружающим людям. Оборонительные функции здесь совершенно не при чём. В местностях, где отсутствовали горы жилище (замок) колдуна строили на острове. Отсюда и слово изоляция, от итальянского isole – остров. Но если и острова не было, то замок колдуна окружали широким рвом с водой и валом. 

Ну вот и всё ясно. Остался один вопрос – сколько лет назад закончился мезолит, и случилась неолитическая революция?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded