okhotshiy

Categories:

Вторая часть марлезонского балета или Пантеон — цирк без коней или почему сейчас в церкви так скучно

Посмотрел 11-го октября 2021-го года на телеканале «Культура» передачу «Наблюдатель» с Фёклой Толстой и с Александром Карелиным об Иване Поддубном. Эта передача мне напомнила, что современная классическая борьба в моём детстве официально называлась греко-римской, а в начале 20-го века французской. Из неё же узнал, что специалисты и сегодня её часто называют цирковой, ибо первые (как считается) соревнования борцов проходили в цирках .

Только во второй половине 20-го века они переместились в спортивные залы.

 Вообще в начале прошлого века цирк существенно отличался от современного. Например, в программе цирка 1901 года самое главное — «второй дебют известной русской красавицы Марии Лабунской». 

Лабунская была не только одной из самых привлекательных женщин своего времени, в которую влюбился будущий Николай II, но и выпускницей Императорского балетного училища и выступала в цирке как балерина со своими номерами. Таким образом, хоть к началу 20-го века балет уже выделился в особый вид искусства, балетные номера во время цирковых представлений были ещё привычны. Получается, балет выделился из цирка. Возможно, выделился театр вообще, и балет как его разновидность.

В прошлом посте мы выяснили, что пантеоном перед Великой французской революцией, то есть в античные времена, назывались святилища, в которых разыгрывались особые мистерии. Выяснили мы это, заметив, что ещё 100 лет назад слово «пантеон» было неразрывно связано с театром, а некоторые театры до сих пор носят название «Пантеон». И что пантеоны представляли собой сплав церкви, театра и цирка. Не выяснили мы, почему театры по всему миру и усыпальницы выдающихся людей во Франции и в Италии назывались этим древнегреческим словом. Открываем Викисловарь и смотрим слово «Пантеон — у древних греков и римлян: храм или иное святое здание, посвящённое всем богам какой-либо религии ◆ Отсутствует пример употребления» (sic). Ещё раз, отсутствует пример употребления, Карл! То есть, специалисты во всём наследии греко-римской литературы не нашли ни одного слова πάνθεον и pantheon? Только в словарях есть. С чего тогда это слово древнегреческое?

Но давайте внимательней присмотримся к театру, и к его истории. 

Из официальной историографии известно, что в античном театре персонажи определялись масками, а так же, что озвучка происходящего на сцене и диалогов производилась с хоров.

 То есть актёры на сцене просто передвигались, меняли мизансцены, совершали какие-либо действия, жестикулировали, и молчали. В двух словах — исполняли пантомиму. А ведь мимы, как и борцы, лишь в 20-ом веке выделились в особый вид зрелищного искусства. Балет по сути та же пантомима, только актёры в балете без масок. У профессионального же мима маска из грима практически обязательный атрибут.

 Да и греко-римскую (цирковую) борьбу можно назвать своеобразной пантомимой. Остаётся лишь связать пантомиму с пантеоном. Искусство изобразить всё с собранием всех богов. Ну и ещё, понять, как цирк выделился из пантеона. А очень просто. В конце 18-го века в цирке появились лошади. А для них потребовалась специальная арена с эмпирически определённым диаметром 13 метров. Именно такой диаметр арены позволяет делать эффектную вольтижировку. А это значит, что до середины 18-го века в цирке лошадей не было. То есть, в Пантеоне не было. Но как только появились лошади, из Пантеона стал выделятся цирк с конями, балеринами, борцами и клоунами. И в скоре же из цирка стали выделятся театр и спорт. Оставшееся в Пантеоне превратили в церковь.

Выходит, слова «пантеон», «театр», «цирк», «церковь», «кино», «балет», «опера», «спорт» 200 лет назад означали одно и тоже, просто на разных языках. Десятки языков около Рима (Реймса). И лишь за последние 200 лет грани одного действа выделились в самостоятельные явления. Такое вот кино.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded